Главная/Новости/СПЕЦПРОЕКТ ZIC (16 558 км)

Новости

16 Февраля 2017

СПЕЦПРОЕКТ ZIC (16 558 км)

Моторное масло ZIC. 16 558 км 

Журнал «Рейс» совместно с ООО «ТрансСнабНеруд» продолжает спецпроект по оценке ресурса и качества моторного масла ZIC X7000 10W-40 AP
ZIC X7000 AP 10W-40 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО.
СПЕЦПРОЕКТ ZIC (16 558 км)

Напомним, спецпроект по оценке ресурса и качества всесезонного синтетического моторного масла ZIC X7000 AP 10W-40, которое рекомендовано для использования в современных магистральных тягачах с дизельными двигателями, в том числе последнего поколения, был запущен журналом «Рейс» совместно с ООО «ТрансСнабНеруд» в ноябре 2016 года. При старте спецпроекта мы акцентировали внимание читателей на том, что испытуемое масло должно проявить себя в условиях, когда требуется увеличить интервалы замены без какого-либо ущерба для двигателя.

ZIC X7000 AP 10W-40 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО.

Именно поэтому мы и перевозчик с нетерпением ждали результатов анализа первой, изъятой из мотора пробы. Нам важно было знать, насколько ухудшились характеристики испытуемого продукта, каков его остаточный ресурс.

ZIC X7000 AP 10W-40 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО.

Напомним, все исследования проб проводятся в лаборатории МИЦ ГСМ с выдачей соответствующих документов установленного образца. 
В фокус нашего внимания мы приняли седельный тягач MAN TGS 26.440 (госномер У935ВС 750), работающий в составе самосвального автопоезда. Именно данный грузовик первым подошел к отчетному пробегу, а значит, и в дальнейшем мы будем в первую очередь следить именно за ним. Кроме того, седельный тягач является машиной универсальной, так как он может работать с разными типами полуприцепов. Следовательно, перевозчики, имеющие в своем парке MAN TGS 26.440, могут экстраполировать результаты наших испытаний и на свои транспортные средства. Разумеется, делать это необходимо с соответствующими поправками. В первую очередь, следует учитывать условия работы машины, ее загрузку, маршруты движения и не забывать о таких важных факторах, как погодные условия и качество топлива. 
Итак, пробег тягача на начало испытаний составил 427 700, а при взятии пробы одометр показывал 444 258 км. Следовательно, с момента старта наработка масла составила 16 558 километров. Фактически это экватор по наработке от ТО до ТО, и через аналогичный пробег перевозчик, по идее, должен заменить масло. По крайней мере именно так было с маслом другого производителя, которое заливалось в дизель тягача ранее. Однако, как показывают результаты исследования пробы, испытуемое масло ZIC X7000 AP 10W-40 имеет существенный запас по ключевым параметрам.

ZIC X7000 AP 10W-40 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО.

Следовательно, если не произойдет каких-либо нештатных ситуаций, то к моменту проведения ТО масло будет иметь большой остаточный ресурс. Какой именно – покажут исследования второй пробы. Поскольку в ходе отбора пробы мы изъяли из картера двигателя 400 миллилитров материала, ровно тот же объем был долит обратно. Напомним, на доливку было оставлено необходимое количество масла.

ZIC X7000 AP 10W-40 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО.

Мнения

Денис Извеков 
технический специалист ООО «СК Лубрикантс Рус», технический отдел

Оценка состояния моторного масла ведется по четырем направлениям: индикаторы износа; содержание элементов присадок; содержание элементов загрязнений; показатели состояния масла. Для того чтобы понимать, что именно происходит с двигателем, эксперты оценивают содержание в масле различных химических элементов, привязывая их к определенным деталям и узлам двигателя. Приведем некоторые характерные тому примеры.

Подшипники = Свинец + Олово (медь/алюминий)

  • Все вращающиеся внутренние детали двигателя оснащены подшипниками скольжения. Поверхность подшипников покрывает сплав, в который входит свинец и олово. Присутствие в пробе масла двух этих металлов означает начало износа подшипников. Если вместе со свинцом и оловом обнаружены медь или алюминий, то это указывает на серьезный износ подшипников.

Распредвал = Железо

  • Если в пробе масла обнаружено содержание железа, превышающее уровень нормального износа, а концентрации других металлов в норме, это указывает на износ деталей в системе газораспределительного механизма (распредвал, толкатели, рокеры и т. д.). 

Коленчатый вал = Железо + Свинец + Олово + (медь/алюминий)

  • Высокие концентрации всех этих металлов сопровождают износ коленчатого вала и, соответственно, подшипников скольжения.

Цилиндры = Железо + Хром и/или Алюминий

  • Хром попадает в масло от поршневых колец, алюминий – от поршней, железо – от цилиндров. Присутствие в масле этих металлов обусловлено износом цилиндро-поршневой группы. Интенсивное нарастание этих элементов свидетельствует о ненормальном износе и, как следствие, задире.

Поршни = Алюминий

  • Поршни в основном состоят из алюминия. Износ поршней зачастую вызван абразивными частицами (пыль, грязь), попадающими в масло. Другая причина – перегрев двигателя. Кроме того, попадание топлива в масло снижает его смазывающие свойства, а это увеличивает трение и, следовательно, износ поршней.

Поршневые кольца = Хром + Топливо или Грязь

  • Кольца выполняют две основные функции в двигателе: предотвращают попадание/прорыв газов в систему смазки и препятствуют попаданию масла в камеру сгорания. Износ колец легко определяется по концентрации хрома и вызывается абразивным износом от частиц грязи и пыли.

Блок цилиндров/ впускной коллектор = Примесь антифриза или Натрий/Калий

  • Натрий, калий и иногда кремний входят в состав антифриза. Через камеру сгорания они попадают в масло и служат индикаторами протечек в системе охлаждения. Выявление факта попадания антифриза на ранней стадии позволяет избежать дорогостоящего ремонта.

Вода = Вода в масле

  • Вода в масле накапливается, как правило, в период зимней эксплуатации автомобиля, когда двигатель работает на низком температурном режиме. Может являться индикатором протечек в системе охлаждения. Повышенное содержание воды ускоряет окисление, нитрование масел и приводит к потере диспергирующих свойств.

Воздушный фильтр = Кремний

  • Пыль находится в воздухе вокруг нас, и чрезвычайно важно избегать ее попадания в двигатель. Абразивный износ, вызываемый частицами пыли, которые попали через воздушный фильтр или через неплотности воздушного тракта, приводит к быстрому выходу двигателя из строя. Повышение концентрации кремния в пробе указывает на попадание пыли с воздухом и требует замены воздушного фильтра и смены масла, а также проверки герметичности воздушного тракта.

По содержанию элементов присадок можно сделать выводы о типе применяемых присадок. Содержание элементов присадок в процессе эксплуатации, как правило, не меняется, так как эти элементы преобразуются (переходят в то или иное состояние), но концентрация их не меняется.
Показатели состояния масла – это ключевые индикаторы, характеризующие способность масла выполнять свои надлежащие функции. Среди них кинематическая вязкость масла при 40 и 100о С, а также щелочное и кислотное числа. Вязкость масла показывает, насколько масло способно создавать надежную масляную пленку между трущимися деталями. Щелочное число характеризует способность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся при сгорании топлива и попадающие в картер с картерными газами. Кислотное число показывает степень насыщения масла этими кислотами. В идеале срок смены масла наступает, когда щелочное и кислотное числа уравниваются.
Проба дизельного топлива (была взята при старте спецпроекта) по содержанию серы показала, что на предприятии используется дизельное топливо экологического класса 5. То есть к дизельному топливу претензий нет.
Проба нового масла из бочки показала его полное соответствие заявленным характеристикам.
«Нулевая» проба масла (30 мин. работы в двигателе) показала полное соответствие масла характеристикам нового масла.
Первая проба отработанного масла была взята на пробеге 16 558 км. Отбор пробы осуществлялся пробоотборником из картера двигателя через отверстие под щуп масла. Двигатель был прогрет до рабочей температуры. По результатам испытаний, можно сделать следующие выводы. Индикаторы износа в норме и практически на нуле. Среди элементов загрязнений появилось топливо (продукт неполного сгорания), что является нормальным до определенного предела. Кинематическая вязкость находится в пределах нормы. Щелочное число масла несколько снизилось, что характерно для данного пробега. Кислотное число несколько увеличивается, что также является нормальным для данного пробега. В целом можно говорить о том, что мотор находится в хорошем техническом состоянии, а масло имеет большой запас по ресурсу.

Александр Пузанов 
специалист отдела В2В-продаж смазочных материалов 
ООО «СК Лубрикантс РУС»

Для отбора проб масла ZIC X7000 AP 10W-40 из картера двигателя седельного тягача MAN TGS 26.440 (госномер У935ВС 750) мной был использован специальный набор, включающий специальный вакуумный насос, стерильную маркированную колбу и трубку для забора материала. Для проведения анализа масла независимой аккредитованной лабораторией МИЦ ГСМ в маркированную колбу, согласно принятой методике, было отобрано 400 миллилитров масла. Важное условие – отбор должен производиться на прогретом двигателе из центральной части картера – было мной выполнено.

Алексей Пастухов
водитель ООО «ТрансСнаб-Неруд»

Никаких замечаний по работе мотора у меня нет. Дизель отлично пускается. Давление в масляной системе находится в пределах нормы. Расход масла не зафиксирован. Расход топлива не отличается от средних значений, которые были получены на участвующем в спецпроекте транспортном средстве.

Евгений Рудковский
главный механик ООО «ТрансСнабНеруд»

Пробу масла из картера двигателя седельного тягача MAN TGS 26.440 (госномер У935ВС 750), работающего в составе самосвального автопоезда, изъяли при пробеге машины 444 258 км. Итого с момента запуска спецпроекта масло имеет наработку 16 558 км. За отчетный период никаких нареканий к двигателю и маслу со стороны сервисной службы нет. Также отмечу, что за пройденные 16 558 км масло в двигатель не доливалось, а его уровень находится в допустимых пределах и ежедневно контролируется водителями перед выходом машины на линию.


Вверх